Это продолжение. Начало тут.
В отличие от людей с Запада, индусы относятся к институту брака очень и очень серьезно. На юге Гималайских гор парень с девушкой не живут по сказочным канонам, предполагающим встречи, любовь и, как результат, решение связать себя узами брака. Конечно, времена меняются, но скоропалительные браки всё ещё редкость для Индии, где свадьба — это нечто большее, чем просто обмен клятвами верности.
В Индии парень может годами встречаться с девушкой, но когда дело доходит до главного, всё — религия, принадлежность к той или иной касте и субкасте, положение в обществе, язык, предпочтения в еде и даже гороскоп — имеет решающее значение. Если совпадение не стопроцентно, отношения, которые могли стать сказочной историей любви, остаются лишь дружбой. . Другого выхода нет. Прежде чем будет объявлено, что парень и девушка могут стать мужем и женой, крайне важно выслушать советы друзей, родственников, соседей, астрологов и жрецов, а также изучить генеалогическое древо. В совокупности это — одна из причин того, что уровень разводов в Индии один из самых низких в мире. Путешественников не должен удивлять тот факт, что воскресные газеты в Индии пестрят тысячами брачных объявлений, благочестиво озаглавленных «Новости, которые могут пригодиться».
И так как женитьба — событие серьезное, объявления четко структурированы и размещены в двух разделах: «Розыск невест» и «Розыск женихов» с указанием желаемого вероисповедания, места жительства, кастовой принадлежности и профессии потенциального супруга. Дополнительно указывается, является ли кандидат в мужья или жены Мангликом, то есть был ли он рожден во время влияния Марса. . В последнее время в среде городской молодежи, стремящейся повысить свой социальный статус, вошли в моду еще две характеристики «НРИ» (не резидент Индии) и «космополит». Но доля кандидатов из этих категорий ничтожно мала. Подавляющее большинство, в том числе люди с высшим образованием, по-прежнему соблюдают традиции. И этому есть ряд причин. Хотя в настоящее время любая дискриминация по религиозному признаку или кастовой принадлежности в Индии преследуется по закону, в действительности большинство людей привязаны к кастам. Кастовая принадлежность играет важную роль на всех этапах жизни индийцев. И ее значение возрастает, когда вы (или ваши родители) решили, что пришла пора выходить замуж и растить детей. В городах вопрос о кастовой принадлежности задается все реже и реже, но в деревнях, где проживает восемьдесят процентов населения Индии, он по-прежнему актуален.
В древнеиндийских священных писаниях упоминаются четыре касты: брахманы (священники), кшатрии (сословие военных и аристократии), вайшьи (торговцы) и шудры (неприкасаемые, те, кто выполняет черную работу). Эти основные касты подразделяются на десятки субкаст. А еще Индия является домом для многих древних племен, которые за прошедшие столетия также были вовлечены в кастовую систему. . В третьем тысячелетии кастовые барьеры в Индии постепенно рушатся. Особенно заметно это в среде городской образованной молодежи. А брачные объявления, в свою очередь, отражают реальную картину того, насколько та или иная профессия котируется на «брачном рынке» (термин, широко используемый в Индии). Бизнесмены, врачи, инженеры, чиновники, военные, летчики, моряки, выпускники бизнес-школ и инженеры — вот те профессии, которые ценятся наиболее высоко.
Важную роль в семейных делах играют родители, которые стремятся выдать замуж дочь или женить сына на человеке из своего профессионального круга. Например, сын врачей обычно изучает медицину, и, скорее всего, женится на девушке-враче. Из упомянутых выше категорий вы наверняка захотите больше узнать о не резидентах Индии и о Мангликах, то есть тех, чьей правящей планетой является Мангал (Марс).
Нерезиденты Индии, или эмигранты, представляют огромную диаспору тех, кто по-прежнему поддерживает связь со своей Родиной. Несколько поколений могут вырасти за пределами Индии, но когда дети достигают брачного возраста, им в спутники все же стараются выбрать индийца — для заключения «правильного» брака. Такие меры принимают из-за того, что каждая индийская семья хочет породниться с семьей, имеющей те же культурные корни. Для тех кто не эмигрировал из Индии, аббревиатура НРИ может быть расшифрована как Новые Роскошные (состоятельные) Индийцы, соответственно, в высшей степени подходящие для удачного брака. Однако эмигранты из Индии, в особенности проживающие в Северной Америке, высказывают беспокойство относительно того, что им, высоко образованным индийцам, приходится испытывать на себе влияние сразу двух культур.
Ключевую роль в сватовстве играет джанампатри (гороскоп). Составление гороскопа ведется с учетом времени рождения ребенка и расположения планет в этот момент. По этим данным рассчитывают влияние, оказываемое планетами. В гороскопе также включены 36 гун, или качеств, которыми наделен человек. В процессе сватовства жрец сопоставляет все 36 качеств гороскопа каждого из потенциальных супругов и на этой основе делает прогнозы относительно их брака. Еще одна классификация среди потенциальных супругов выделяет Мангликов, людей, родившихся под несчастливой звездой.
У них правящей планетой является Марс — а это синоним невезенья. Для Манглика предпочтительно вступить в брак с другим Мангликом. Считается, что союз Манглика и не-Манглика рано или поздно потерпит фиаско. . На большинство газетных объявлений приходит огромное количество откликов — без преувеличения сотни писем, где подробно описаны происхождение, биографические данные; связи, окружение не только потенциального жениха или невесты, но и всей его семьи. Весьма активное использование таких характеристик как «интеллигентный», «с хорошими возможностями», «достойной зарплатой» для потенциальных женихов и «доверчивая», «не употребляющая алкоголь», «из хорошей семьи», «получившая достойное образование», «хрупкое телосложение» для потенциальных невест — хорошее подспорье для того, чтобы выделиться из общей серой массы. . Чаще поиском спутника жизни занимаются не будущие женихи и невесты, а старейшины семьи или родители. Они же едут свататься. Если родители чувствуют, что сватовство проходит успешно, потенциальные молодожёны получают возможность увидеть друг друга, и в сопровождении своих родственников встречаются в доме одной из семей, в ресторане или в храме. Обычно такие встречи длятся не более часа. . Вполне очевидно, что разговор двух смущенных молодых людей в большей или меньшей степени соответствует следующему сценарию:
Парень: Namaste! [Приветствие в Индии — прим. переводчика])
Девушка кротко смотрит в пол и шевелит губами в ответ.
Парень: Где ты училась?
Девушка: В колледже.
Парень: А по какой специальности?
Девушка: Английский, закончила с отличием.
Парень: Чем ты занимаешься в свободное время?
Девушка: Кулинарией, живописью и вышивкой.
Парень: А музыку слушаешь?
Девушка: Да, конечно.
Парень: Что ты читаешь? Девушка: Миллса и Буна. [Дж. Миллс и Ч.Бун — авторы серии популярных романов о любви — прим. переводчика].
Естественно, девушке редко предоставляется возможность задавать вопросы. Лишенные предрассудков семьи могут позволить молодым людям сходить в ресторан на «свидание». Однако в большинстве семей решение о том, быть или не быть свадьбе принимается после подобного короткого разговора с глазу на глаз в присутствии опекающих парня и девушку взрослых. В любом случае, невзирая на предпочтения молодых людей, окончательное решение принимают родители. А если сватовство признается неудачным, родители одной из сторон отправляют другой стороне сообщение о том, что астрологический прогноз для союза их детей неблагоприятен.
У сельских жителей сватовство не столь трудоемкий процесс. Старейшины семьи обсуждают возможный брак между собой и ставят предназначенных друг другу жениха с невестой перед фактом. А если парень или девушка брачного возраста самостоятельно принимают решение вступить в брак с человеком не из их касты, их семьи будут подвергнуты гонениям со стороны жителей деревни. Учитывая значимость принадлежности к определенной социальной группе в отдаленных районах Индии, последствия столь вольного поведения молодых людей могут особенно остро отразиться на жизни всего рода. . Если все заинтересованные стороны выражают согласие на брак, заключение «пакта» скрепляется обменом подарками. Следующим шагом является спорный вопрос о размере приданого, которое готовит семья невесты, хотя существующее законодательство передачу приданого не поощряет.
Ранее приданым являлось то, что невеста перевозила в дом мужа как свою часть наследства, доставшуюся ей от отца. Но за столетия эта традиция претерпела существенные изменения: теперь семья жениха в качестве приданого требует столько, сколько, по их мнению, «стоит их мальчик». Нередки сообщения в газетах о том, что невеста была подвергнута оскорблениям и притеснениям или даже убита из-за того, что размер ее приданого оказался мал для семьи жениха. Прежде подобные случаи чаще всего списывали на «внутрисемейные конфликты». Сейчас же общественные объединения женщин проявляют бдительность, и преступники несут наказание.
Все бремя расходов на приданое и пышную свадебную церемонию несет на себе отец невесты. Для этого часто ему приходится залезть в огромные долги. Если переговоры прошли успешно, вызывают жреца (чаще всего брахмана) семьи, который назначает дату свадьбы. Благоприятный день и время для свадьбы определяются с учетом положения звезд и планет, «спящих» и «не спящих» в этот важный день богов. Некоторые периоды в году более, другие — менее благоприятны для свадьбы, и семья откладывает все иные дела лишь бы суметь провести свадьбу в благоприятное время. Приглашения на свадьбу с изображением Ганеши, бога удачи в индуизме, передаются из рук в руки, чтобы приглашенные почувствовали свою значимость. Число гостей зависит от социального и финансового положения семьи и варьируется от пятидесяти до пяти тысяч человек.
Свадьба — радостное событие для всех, за исключением жениха и невесты, которые должны пройти ряд утомительных ритуалов. К месту проведения свадьбы жених, одетый в расшитую золотом ливрею, прибывает сидя верхом на белой кобыле. Появление жениха сопровождается громкими, зачастую фальшиво исполняемыми духовым оркестром мелодиями из популярных индийских фильмов. Семья жениха и его друзья непрерывно танцуют по пути к дому невесты, где обычно и проходит церемония. Процессию, известную как «бараат» (свадебную свиту), встречают на месте свадебного действа члены семьи невесты с традиционными гирляндами на шее. . Место, где проходит свадебная церемония, украшают огнями и бумажными фонариками. Жених надевает «аккан» либо «мандарин» — длинный плащ с широкими рукавами. Невеста одета в красное сари, или ленгху (национальные одежды), которые расшиты нитями из чистого золота и дополнены золотыми украшениями. . Жених и невеста встречаются на платформе и обмениваются «Ванмалами» (свадебными гирляндами, которые носят на шее). Сопровождают невесту братья, сестры и друзья, все в блистательных нарядах из шелка и драгоценностях. На платформе пара получает благословение от своего духовного наставника и друзей. А тем временем подносят великолепные кушанья, но молодожены могут притронуться к еде только после всех своих гостей.
Сама свадебная церемония проходит в благоприятный час после того как большинство гостей разошлись по домам в тесном кругу родных и друзей. Проводят «фераз», ритуал, во время которого, по древней арийской традиции, пара семь раз обходит святой огонь. В это время семья и брахман читают ведические гимны, приглашая бога в свидетели на свадьбу. Молодожены садятся по одну сторону от огня, родственники и брахман — с трех других сторон. Торжественная церемония бракосочетания считается оконченной, после того как пройден седьмой, последний, круг, сопровождаемый чтением мантр и разбрасыванием лепестков роз.
Церемония занимает от получаса до трех часов. Сразу же после этого для невесты наступает время прощания со своей семьей. Так как невеста уходит в чужой дом, показные рыдания вполне уместны. Иногда, если семья хочет продемонстрировать публике все свое горе от потери невесты, нанимают профессиональных «плакальщиц». Так как женщины по-прежнему финансово зависимы от мужчин, церемония прощания включает в себя и прощание с домом, где невеста выросла. Сюда она уже больше никогда не вернется как член этой семьи, она была передана в другой дом. Вместе с семьей жениха молодожены уезжают в украшенном цветами автомобиле или их уносят на носилках, называемых «доли». К этому времени и жених и невеста уже порядком вымотаны и прилично устали от тяжести свадебных нарядов.
По всей видимости, жених уже достаточно запуган семьей невесты, потому что платит им «выкуп» за свою обувь, которая была снята во время церемонии около святого огня. Вся свадебная церемония настолько длинная и тянется столь медленно, что жених часто шутит, что не переживет подобного еще раз в своей жизни. . Жених и невеста добираются до дома обычно только к рассвету. По прибытии их ожидает еще ряд ритуалов и, наконец, пару проводят в комнату, где специально для них приготовлена постель, усыпанная лепестками роз и жасмина. Здесь, в окружении милых непристойностей, их оставляют наедине, возможно, в последний раз в их жизни (Так в книге. Возможно имеется в виду, что времени быть наедине у индийской семьи больше не будет. Прим. переводчика).
Стакан с растворенным в молоке афродизиаком стоит у кровати со стороны жениха. Известная как «шугаат раат», первая ночь новоиспеченных супругов, — также часть огромной культуры, состоящей из многочисленных ритуалов при вступлении в супружеские отношения. А с рождением первого ребенка бесконечный процесс подготовки к браку начинается заново.
Конец главы «Договорные браки». Переводчик Артём Черепанов.