Турист Артём Черепанов (Mnemon)
Артём Черепанов — был 22 августа 13:03
🇺🇦

Священная корова.

5 16

Долгими туманными вечерами в Гималаях, я читал подаренную мне в Индии книгу «The Holy Cow» индийского автора Таруна Чопры (Tarun Chopra). Книга показалась мне очень интересной и весёлой. Так как она не издавалась ни на каких языках, кроме английского, я решил начать переводить её и публиковать главы перевода здесь. Тем более, что прочитанное очень хорошо накладывалось на мои собственные впечатления о стране.

Тарун Чопра. Священная корова.

Путешествие по индийским дорогам может стать весьма впечатляющим, когда вы посещаете величественные памятники этой страны, созерцаете захватывающие дыхание природные красоты и восхищаетесь поделками мастеров, чьи навыки передаются сотни лет из поколения в поколение. На самом же деле путешествие по индийским дорогам для иностранца — ужасающее явление с участием моторикш, упряжек, тележек и такси, соревнующихся друг с другом в том, как бы побыстрее попасть из пункта, А в пункт Б.

Если в одних странах правостороннее движение, а в других левостороннее, то в Индии движение хаотичное. И будь прокляты пешеходы! Конечно, пешеходы, так как от них никуда не деться, вносят свою толику в то, чтобы сделать хаос более явным. Например, благодаря неподконтрольной природе движения, люди при пересечении улицы никогда не смотрят есть ли «зебра» (даже если она и есть неподалеку, как украшение проезжей части). И если приезжий вдруг подумает, что водители остановятся только потому, что он идёт по переходу, для него будет неприятным сюрпризом — нет ни одной причины по которой бы в Индии уличное движение остановилось. Даже на пешеходном переходе. На дорогах здесь просто безумные джунгли, даже без всяких там зебр. То есть золотое правило пересечения индийских дорог — вначале посмотреть направо (памятуя о том, что движение левостороннее), потом налево, и, затем, бежать со всех ног через улицу, пока кто-нибудь таки не догнал вас. Это похоже на компьютерную игру, только с одним отличием — это не виртуальная реальность — это жизнь. После этого не удивляешься, что у индусов так сильна вера в реинкарнацию или жизнь после жизни.

Прямо посередине сумасшедшего дома прогуливаются безмятежные создания, не замечающие этого бедлама вокруг себя. Это Священные Коровы. Как перед святыми созданиями в Индии перед женщинами и коровами просто благоговеют в равной степени. Для большинства местом пребывания на дороге является самая её середина. Они гуляют группами в свете автомобилей и по всей вероятности пытаются уверить вас в том, что они помогают дорожной полиции регулировать движение. Так что же делают коровы посреди индийских улиц? Почему они бесхозны? Не подумайте, что они больны коровьим бешенством. Хотя, безусловно, и это сумасшествие закономерно. Как показало исследование — коровы предпочитают кучковаться именно на проезжей части потому что выхлопы многочисленных автомобилей отгоняют от коров назойливых насекомых! Коровы, обдуваемые выхлопами чувствуют себя весьма и весьма хорошо! Типично индийское разрешение проблем!

Священная корова.

В Индии все животные священны. Даже те, отношение людей к которым, может заставить вас подумать, что это не так. И в пантеоне этих священных созданий корова стоит на голову выше всех остальных. Гау Мата, или Корова-праматерь, — знатная корова, которая занимает особое место в индийской душе. Задолго до того как фараоны построили пирамиды, Хаммурапи создал свод законов, а китайцы изобрели бумагу, индусы бросили кочевой образ жизни (который тогда вели все народы Африки, Азии, Европы и Америки) и создали настолько развитую цивилизацию, базирующуюся на аграрном производстве, что она была в состоянии поддерживать не только соседствующие города, но и целые империи. И несмотря на то, что махараджи начали чеканить монеты, которые имели хождение в городах преимущественно в среде торговцев, монеты не вошли в моду в сельской местности, где благосостояние определялось количеством коров, которых содержала семья. Так безродная корова стала законным платёжным средством, обмениваемым на товары и услуги, была достойным подарком на свадьбах и с неохотой отдавалась в счет обязательств по выплате налогов. А Гаудан, передача коров в дар жрецам-брахманам, считался самой благочестивой из всех церемоний, так как гарантировала спасение души. Корова была не только способом утихомирить сборщика налогов, не только приданым для дочери и средством оплаты различных счетов. Корова давала молоко, которое стало основным продуктом для вскармливания растущей популяции.

Но это был не единственный способ, которым корова поддерживала экономику. Её навоз даже в наши дни используется в качестве топлива. Из навоза, смешанного с соломой, делали брикеты, которые после сушки на солнце служили не только для отопления домов, но и облегчали процесс приготовления пищи более чем трём четвертям сельского населения. Навоз, смешанный с глиной, служил чудо-материалом, которым оштукатуривали хижины, который помогал легко отчистить полы, а также служил эффективным инсектицидом! Не удивительно, что экологически чистый дешевый коровий навоз веками использовался в этой части света! Так как индийцы в большинстве своём вегетарианцы (и говядина, конечно же, — это большое «Нет-Нет»), корова является святейшей из всех святых и крайне редко используется как источник мяса.

Но существует и обратная сторона коровьей святости: как только корова перестанет давать молоко, владелец, подчиняясь общепринятым нормам, не сдаст ее на бойню ради мяса, а отпустит гулять по улицам. Индусы также верят в то, что, если корова умрёт в доме, хозяин обязан будет совершить паломничество по всем святым городам Индии, дабы искупить грех. А по возвращении он должен был накормить брахманов в своей деревне. Чтобы избежать двойного удара судьбы в таком случае, нужно отпустить корову бродить по улицам, что одновременно избавляет от проблемы и эффективно с точки зрения затрат. Конечно же, оказавшись на улице, корова едва ли вынуждена голодать. Каждый раз, когда в индийском доме готовится пища, первый кусок роти (пресного хлеба) отдаётся корове. И если корова замечена на улице, её подзывают к двери, чтобы дать отведать различных деликатесов, приготовленных для умиротворения богов. В праздничные дни индийского календаря бродящим по улицам коровам в качестве добродетели и богоугодного дела предлагают сладости и траву.

Священная корова.

 

В индийской мифологии восьмой (а всего их было девять) реинкарнацией Бога Вишну был Бог Кришна, который вырос в семье пастухов. Стадо паслось на лугу, а Кришна играл им на флейте. Он считал, что так делает своих коров счастливыми. Поэтому Кришну еще называют Гопалом — тем, кто заботится о коровах. Вполне естественно, что заботу о коровах рассматривают как священнодействие. В одном из самых древних индийских религиозных текстов — Пуранасе — говорится, что с момента сотворения мира среди всех ценностей самой большой является Камдхену — корова, исполняющая мечты. Индусы верят, что каждая корова — это воплощение Камдхену. И к чему удивляться, что в тысячах индийских сказок превозносится важность коровы!

Одна из наиболее известных рассказывает нам о всемогущественном короле из далекого королевства Патлипутры, у которого было все: богатство, известность, мудрость. Единственное, чего не хватало могущественному королю в его жизни, — это сына, наследника престола. И когда желание иметь сына завладело монархом, он попросил королеву сопровождать его в поездке к Гуру, жившему в глубине джунглей. Гуру, который был наделен сверхъестественной силой.

«Ваше высочество, — сказал он королю, — однажды, когда вы возвращались из храма после молитвы, вы не обратили внимания на корову Камдхену, стоявшую перед храмом. Эта корова обладает магической силой. Если вы хотите произвести на свет сына, вы должны заботиться о корове». Король воодушевился: «Заботиться о корове? Достойный поступок! Я окружу заботой любую корову, скажите только какую», — произнес король. А Гуру промолвил в ответ: «Присматривай за той коровой, которая бела как молоко». И направил король свою энергию на заботу о корове, белой, как ашрам (хижина) Гуру. По утрам он выводил ее на пастбище и оставался там с ней до самых сумерек. Он кормил корову, поил ее и отгонял мух. После ежевечернего возвращения в ашрам обязанности по уходу за коровой переходили к королеве. И уже королева поила, кормила корову и выполняла все ее прихоти. Королева зажигала лампады, ароматические палочки, приносила свежие цветы, срезанные с окрестных клумб. По ночам король спал на подстилке на полу рядом с коровой. Шли недели, а королевская семья все так же посвящала себя заботе о корове. Однажды, когда корова паслась на пастбище, на нее напал тигр. Лицо короля побелело. В мольбе сложил он руки перед тигром и попросил не трогать корову. «Но ваше величество, — ответил тигр, — я служу богине Дурге и должен принести ей жертву». Король упал на колени и попросил забрать его жизнь вместо жизни коровы. Увидев такую преданность, богиня Дурга осыпала короля цветами, а корова — Священная Корова — сказала: «О, Повелитель! Встаньте. Тигр был всего лишь иллюзией, созданной мною для того, чтобы проверить вашу преданность». Корова попросила короля с королевой выпить немного молока, и спустя год королева родила сына.

Священная корова.

Подобных историй немало. Традиция поклонения коровам дожила до наших дней. Еще одна причина того, что корову считают священной, держится на вере, что Индусы попадают на небеса только после пересечения мифологической реки, держась за хвост коровы. К тому же, церемония перехода души в загробный мир включает принесение коровы в жертву священнослужителю-брахману. Истории подобные этой убеждают нас в том, что индийское общество с уважением относится к корове. Но не только корова священна в Индии. Обезьяна, кобра, бык и павлин — вот те существа, которые в Индии ассоциируются с тем или иным богом. И все же корова занимает очень высокое положение. Так, даже сегодня существуют организации, посвященные «защите коров». Недавно многие из этих групп объединились и требуют у правительства заменить национальное животное Индии — тигра — на корову! Вполне возможно, спустя годы власти подчинятся.

Глава 2 >>

Священная корова.
2074 – карма
Позиция в рейтинге – 147
Комментарии